Кто такой молодой специалист и на какую дополнительную материальную поддержку он может рассчитывать?
Ответ:
Согласно статье 2 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» молодой специалист – гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно, завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией.
Несмотря на то, что законодательно особых условий выплат заработной платы молодым специалистам не установлено, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств соответствующих бюджетов дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан (статья 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», часть 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), в том числе для привлечения специалистов, включая молодых специалистов, для работы в сельской местности.
На каком основании и кем принимаются решения о премировании педагогического работника?
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно осуществляет образовательную, научную, административную, финансово-экономическую деятельность, разработку и принятие локальных нормативных актов.
Согласно Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год (протокол № 11 от 23 декабря 2021 г.) размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) для всех категорий работников учреждений определяются организацией самостоятельно посредством соглашений, коллективных договоров, локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.
В целях упорядочения систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № ВП-1992/02 пункт 5), содержащие в том числе рекомендации по видам выплат стимулирующего и компенсационного характера.
Положены ли выплаты за классное руководство учителям среднего профессионального образования?
Ответ:
Согласно перечню поручений Президента Российской Федерации от 15 января 2020 г. (далее – поручение) начиная с 1 сентября 2020 г. осуществляется выплата ежемесячного денежного вознаграждения в размере не менее 5 тысяч рублей педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство.
Указанная доплата педагогическим работникам организаций среднего профессионального образования на федеральном уровне не предусмотрена.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом об образовании, нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 ТК РФ).
Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, руководствуясь статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», вправе устанавливать на своей территории дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Планируется ли повышение ставки учителя до средней зарплаты по региону?
Ответ:
Действующим законодательством Российской Федерации установлено разграничение полномочий в сфере образования между федеральным, региональным и местным уровнями, в соответствии с которым вопросы организации предоставления общего образования (включая оплату труда) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Исходя из этого, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельно регулируют вопросы оплаты труда (включая повышение оплаты труда, установление надбавок и их размеров) государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений. Минпросвещения России и другие федеральные органы исполнительной власти не наделены полномочиями по регулированию и контролю за формированием систем оплаты труда в установленной сфере ведения.
О проработке механизмов оказания субъектам Российской Федерации финансовой поддержки из федерального бюджета на реализацию мероприятий по доведению средней заработной платы педагогических работников до уровня не менее 70 % от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, об оценке дополнительных расходов федерального и региональных бюджетов, гарантирующих обеспечение поэтапного совершенствования заработной платы педагогических работников
Ответ:
Для обеспечения полномочий субъектов Российской Федерации Минфин России предоставляет дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. При этом на федеральном уровне в рамках межбюджетных трансфертов не предусмотрено разделение дотаций на оплату труда в сферах образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания. Распределение федеральных ассигнований в рамках межбюджетных трансфертов общего характера осуществляется субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации в соответствии с действующим трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Данная норма коррелирует с установленной пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» автономией образовательной организации в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.
О полномочиях органов исполнительной власти разных уровней в сфере образования
Ответ:
Действующим законодательством Российской Федерации установлено разграничение полномочий в сфере образования между федеральным, региональным и местным уровнями, в соответствии с которым вопросы организации предоставления общего образования (включая оплату труда) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Исходя из этого, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельно регулируют вопросы оплаты труда (включая повышение оплаты труда, установление надбавок и их размеров) соответственно государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.
С учетом установленного разграничения полномочий системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников устанавливаются:
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
О методике расчета фактического уровня средней заработной платы педагогических работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации, о пересмотре действующей методики Росстата по определению размера среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы без учета объемов дополнительной работы, выходящей за пределы трудовой функции работников по занимаемой должности, а также без включения в среднюю зарплату выплат социального характера
Ответ:
Ежеквартальный мониторинг сохранения достигнутого соотношения заработной платы обеспечивается в рамках федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р (пункты 1.30.23, 1.30.25, 2.6.9–2.6.18 (2)).
Фактически сложившийся уровень средней заработной платы по отдельным категориям работников за год сопоставляется с фактически сложившейся ЗНР в субъекте Российской Федерации за тот же год на основе статистических данных, полученных в ходе статистического наблюдения в соответствии с приказом Росстата от 27 декабря 2018 г. № 781.
В Российской Федерации с 1990-х годов применяется международная методология ведения статистического учета заработной платы.
Действующая методология расчета показателя «среднемесячная заработная плата» основана на соблюдении международных рекомендаций статистического учета и принципов, заложенных в конвенциях и резолюциях Международной организации труда, и опубликована в Методологических положениях по статистике (выпуск четвертый, 2003 год). Она едина для всех статистических наблюдений за заработной платой, проводимых в стране, что позволяет обеспечить сопоставимость данных как по субъектам Российской Федерации, так и в других разрезах (по видам экономической деятельности, формам собственности и др.).
Сравнение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы со средней заработной платой по регионам должно исходить из сопоставимости данных показателей. В связи с чем заработная плата по категориям рассчитывается аналогично заработной плате по региону, исходя из среднесписочной численности, а не на ставку. Тем самым обеспечивается корректное сопоставление средней заработной платы отдельных категорий работников и ЗНР.
О порядке индексации заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях
Ответ:
В соответствии со статьей 134 ТК РФ повышение уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Исходя из системного толкования статей 134 и 144 ТК РФ, решение о проведении индексации заработной платы работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений и порядке ее проведения относится к компетенции соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Учитывая, что большая часть работников бюджетной сферы заняты на региональном и муниципальном уровнях, в рамках оказания дополнительной финансовой помощи Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрены дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели в объеме по 100,0 млрд. рублей ежегодно в 2019, 2020 и 2021 годах.
В рамках Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018– 2020 годы предусмотрены консультации по ряду вопросов, касающихся оплаты труда, в том числе о совершенствовании систем оплаты труда, об установлении базовых окладов по ПКГ, о совершенствовании МРОТ и др.
Об определении минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в части невключения в состав МРОТ компенсационных, стимулирующих и социальных выплат
Ответ:
В соответствии с частью третьей статьи 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ.
Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» введен постоянный механизм установления МРОТ на уровне 100%> фактического прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. № 481-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2019 г. МРОТ установлен в сумме 11280 рублей (100%> фактического прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года).
Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется сверх МРОТ (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П).
С учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2019 г. № 17-П месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), должна быть не ниже МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Об установлении базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационных группам работников с учетом их дифференциации в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ
Ответ:
В соответствии со статьей 129 ТК РФ базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы (далее – базовый оклад) работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу (далее – ПКГ), без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со статьей 144 ТК РФ Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать базовые оклады по ПКГ.
Установление базовых окладов по ПКГ предполагает во всех субъектах Российской Федерации одинаковый уровень базовых окладов и применение ПКГ.
Учитывая разграничение полномочий между уровнями органов власти, применение ПКГ при оплате труда работников носит рекомендательной характер.
О сохранении уровня заработной платы педагогических работников на уровне не ниже референтных значений, установленных указами Президента Российской Федерации 2012 года, и о мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов повышения заработной платы
Ответ:
Исходя из положений статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно регулируют вопросы оплаты труда (включая вопросы повышения оплаты труда, установления надбавок, а также их размеров) соответственно государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.
Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, от 1 июня 2012 г. № 761 и от 28 декабря 2012 г. № 1688 (далее – указы Президента Российской Федерации) предусмотрено доведение соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников государственных (муниципальных) учреждений до 100 % и 200 % к среднемесячной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности, далее – ЗНР) в соответствующих субъектах Российской Федерации на 2018 год, по педагогам дошкольного и дополнительного образования – к средней заработной плате в сфере общего образования и учителей в регионе соответственно.
Достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом по субъекту Российской Федерации. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории, в зависимости от вида и типа организации.
В послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. указано на необходимость сохранения достигнутого соотношения оплаты труда специалистов образования, здравоохранения, культуры, других бюджетных сфер со средней зарплатой в регионе.
Поручениями Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № Пр-294 (подпункт «ж» пункта 6) и Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2019 г. № ТГ-П12-718 руководителям федеральных органов исполнительной власти и высшим должностным лицам (руководителям высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) поручено обеспечить в 2019 году и последующие периоды неснижение установленных указами Президента Российской Федерации показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, обеспечить контроль за сохранением достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в соответствующем регионе.
Почему средняя заработная плата в регионах различна?
Ответ:
Формирование средней заработной платы в каждом регионе зависит от ряда факторов, в том числе от временного периода, на который дается информация (год, полугодие, квартал), от уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, соотношения уровней доходов и расходов консолидированного бюджета внутри субъекта Российской Федерации, особых геоэкономических условий в отдельных регионах.
Почему заработная плата педагогического работника отличается от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации?
Ответ:
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» субъекты Российской Федерации должны были обеспечить доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.
Расчет фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате, полученной по результатам организованного Росстатом федерального статистического наблюдения за деятельностью государственных и муниципальных учреждений социальной сферы и науки, итоги которого формируются по форме № «ЗП-образование» (приказ Росстата от 25 декабря 2017 г. № 864 «Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»).
Оценка целевого показателя средней заработной платы осуществляется по организации в целом и агрегируется на региональном уровне, а не в отношении конкретного работника, поскольку уровень заработной платы конкретного работника образовательной организации зависит от стажа работы, уровня квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
В каких случаях можно обращаться в Роструд?
Ответ:
В случае если работник считает, что его трудовые права нарушены, то он может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя для получения консультации по вопросу соблюдения трудовых прав или проведения контрольно – надзорных мероприятий («Онлайнинспекция.рф»).
Может ли работник участвовать в формировании системы оплаты труда в образовательной организации?
Ответ:
Каждый работник образовательной организации имеете право участвовать в формировании нормативной правовой базы, регулирующей действующую в организации систему оплаты труда.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» каждый работник, достигший возраста 14 лет, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 10-ФЗ профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы работников по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений.
Кроме того, согласно статьей 22 Федерального закона № 10-ФЗ установлено, что профсоюзные работники вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере. И в случаях нарушения законодательства о труде вправе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 47) педагогические работники имеют право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации.
Существует ли ответственность работодателя за невыплату заработной платы?
Ответ:
При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Законом предусмотрено несколько механизмов защиты работником своих прав от задержек заработной платы:
- Приостановка работы (ст. 142 ТК РФ)
- Обращение в Государственную инспекцию труда
- Денежные требования к работодателю
- Обращение в суд, Судебный приказ.
- Уголовная ответственность (ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ).
За какой объем обязанностей выплачивается должностной оклад?
Ответ: Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации в соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Вопрос о том, какой объем обязанностей входит в те должностные обязанности, за выполнение которых выплачивается должностной оклад, определяется в каждом конкретном случае – по учреждению и работнику. Педагогические работники имеют различные виды нагрузки: аудиторную (учебную, преподавательскую) и неаудиторную (методическую, воспитательную, индивидуальную работу с обучающимися, иную педагогическую). Соответственно, теоретически ставкой (за которую выплачивается должностной оклад) является выполнение нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, которая установлена Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Эта норма может составлять 36 либо менее (в зависимости от занимаемой должности) часов. При этом для отдельных категорий педагогических работников устанавливается норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы. Такая норма учебной (преподавательской) нагрузки составляет 18 часов (с некоторыми исключениями). Однако это не значит, что рабочее время педагогических работников соответствующих должностей ограничивается исключительно 18 часами, а их обязанности сводятся к ведению учебной (преподавательской) работы. Иная педагогическая работа также выполняется данными работниками, однако она не входит в указанную нормируемую часть педагогической нагрузки. Нагрузка сверх ставки может осуществляться в двух возможных формах (согласно трудовому законодательству): – за счет увеличения рабочего времени, когда дополнительные обязанности выполняются работником в течение дополнительного времени, которое он работает сверх основного рабочего времени (совместительство); – за счет увеличения интенсивности труда, когда дополнительные обязанности выполняются работником в течение основного рабочего времени, однако он работает более интенсивно (совмещение). Работа по совместительству предполагает заключение отдельного трудового договора, соответственно, с заработной платой работника. Работа на условиях совмещения предполагает отдельную доплату (в структуре заработной платы) за выполнение дополнительных обязанностей. При этом имеется Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», согласно которому не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора определенные виды работ, в том числе «педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой».
Для чего нужна средняя заработная плата и как она исчисляется?
Ответ: Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации и в соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Порядок исчисления средней заработной платы установлен ст. 139 ТК РФ. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней). Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели. В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Кем осуществляется контроль за соблюдением МРОТ?
Ответ: Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации и в соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Статьей 353 ТК РФ государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной инспекцией труда.
Что такое минимальный размер оплаты труда (МРОТ)?
Ответ:
Размер МРОТ регулируется Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а также статьей 133 ТК Российской Федерации, которой устанавливается федеральный и региональный уровень.
МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.